Главная » Файлы » Нормативные правовые документы |
[ Скачать с сервера (76.5 Kb) ] | 20.01.2012, 00:30 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время получение информации посредством
чтения является одним из важнейших путей приобретения и пополнения знаний,
присвоения опыта, накопленного человечеством в самых разнообразных областях
социальной, культурной, профессиональной и других видах деятельности. Чтение
как разновидность информационной, поисковой и познавательной деятельности
человека занимает особое место в образовании, развитии и обучении современного
человека. Сегодня большинство специалистов понимают, что научить читать – это
значит не только выработать умения правильно озвучивать текст на иностранном
языке, но и извлекать содержащиеся в нем мысли, идеи факты, понимать его,
оценивать, использовать полученную информацию. Сам процесс чтения,
предполагающий анализ, синтез, обобщение, умозаключения, прогнозирование,
выполняет важную воспитательную и образовательную роль. Чтение формирует
интеллект, обостряет чувства, способствует развитию познавательных интересов, а
также общей культуры школьников. Огромное количество информации, заключенной в текстах
для чтения, побуждает к выработке гибкого подхода к чтению, т.е. к развитию
способности извлекать информацию с разной степенью глубины и полноты в
зависимости от коммуникативной задачи. Программа факультативных занятий по чтению для учащихся
V-VI классов рассматривается как составная часть школьной
программы гуманитаризации общего среднего образования, как органическая часть
процесса «интеллектуализации» содержания обучения, он тесно связан с основным
курсом, его целями и содержанием. Целью факультативных занятий «Практикум по чтению» является развитие коммуникативных умений
чтения адаптированных текстов по программной тематике, позволяющих учащимся
ориентироваться в тексте с учетом его специфики и в соответствии с
коммуникативной задачей, извлекать информацию с разной степенью полноты и
глубины (понимать основное содержание
текста; выборочно извлекать необходимую/интересующую информацию), пользоваться
компенсаторными умениями (использовать:
языковую и контекстуальную догадку; словари и различные виды справочной
литературы; иллюстративные и изобразительные опоры). Факультативные занятия по чтению
обеспечивают комплексную реализацию общеобразовательной, развивающей и
воспитательной целей. Формирование у учащихся
умений коммуникативного и
интеллектуального чтения, которое, затрагивая личность обучаемого, его
интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы, предполагает интерпретацию
прочитанного, понимание эксплицитно и имплицитно заложенной в тексте
информации, соотнесение его содержания со своим личным опытом и умение
аргументировано изложить свое понимание проблем, затронутых в тексте. Сложное интегративное умение понимать
прочитанное предполагает активизацию когнитивных ресурсов школьника и их
направленность на решение интеллектуальных задач. Значительное место при этом в
деятельности читающего занимают планирование и самоконтроль своей деятельности.
Важной задачей факультативных занятий является формирование у учащихся навыков
и умений самостоятельной работы с иноязычным текстом: способность выбрать
тот или иной способ смысловой
переработки печатной информации для решения конкретной коммуникативной задачи,
способность использовать компенсаторные умения, а также умение оценить свою
познавательно-поисковую деятельность при чтении. Факультативные занятия
способствуют развитию учебно-познавательных умений: работать с двуязычным и
одноязычным словарями, а также умение ориентироваться в современной иноязычной
информационной среде, включая компьютерные технологии (Интернет, обучающие
компьютерные программы, мультимедиа). Образовательная ценность чтения адаптированных
иноязычных текстов способствует языковому образованию школьников, а также
расширению их общего кругозора в контексте мировой культуры. В процессе чтения
лингвострановедческих текстов, наглядно демонстрирующих факты и реалии страны изучаемого языка, учащиеся проводят
аналогии, противопоставления, обобщения, сравнения между фактами родной и
изучаемых культур. Все это способствует не только общему образованию
школьников, но и развитию их культуры в целом, приобщению к общечеловеческим
ценностям, обогащению национального самосознания, формированию ценностных
ориентаций личности, расширению и углублению поликультурного поля учащихся. Ведущая
развивающая функция чтения состоит в формировании критического
творческого мышления, гуманистических ценностных ориентаций, формирование
эстетического отношения к окружающему миру в процессе знакомства с иноязычными
текстами. В рамках факультативного курса по чтению учащиеся решают различного
рода проблемно-поисковые задачи: познавательно-поисковые, групповые и
индивидуальные проекты, ролевые игры и т.д., при выполнении которых учебная
деятельность школьников скрещивается с другими видами человеческой
деятельности, например, познавательной или ценностно-ориентационной. Такое
обучение, наряду с усвоением
определенного объема знаний и формированием навыков и умений, направлено на развитие
познавательных процессов и способствует развитию всех сторон личности
школьников, их языковых, интеллектуальных и познавательных способностей:
мышления и воображения, памяти, чувств и эмоций, системы нравственных и
эстетических взглядов. Факультативные занятия по чтению ориентированы на
формирование интереса к чтению литературы страны изучаемого иностранного языка,
воспитание уважения к культурным ценностям, традициям своего народа и других
народов, а также воспитание понимания роли изучаемого иностранного языка среди
других языков. В рамках чтения предусматривается также формирование информационной культуры школьников. | |
Просмотров: 6166 | Загрузок: 868 | Рейтинг: 1.5/2 |
Всего комментариев: 0 | |
Конкурсы [7] |
Разработки уроков [7] |
Нормативные правовые документы [8] |
Олимпиадные задания [14] |
Полезные ссылки [1] |