Главная » Файлы » Нормативные правовые документы |
[ Скачать с сервера (127.0 Kb) ] | 20.01.2012, 00:32 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативных
занятий «Культура речевого общения» предназначена для VII-VIII классов общеобразовательных
учреждений и рассчитана на 70 часов. Актуальность данного курса обусловлена необходимостью подготовки учащихся к
межкультурному общению и значимостью достижения главной цели обучения
иностранным языкам в общеобразовательной школе – формирования многоязычной
поликультурной личности, способной и готовой к взаимодействию с коммуникантами,
являющимися носителями разных языков и культур. Целью программы
факультативных занятий выступает овладение учащимися основами культуры речевого
общения на изучаемом языке, что предполагает усвоение школьниками норм и правил
межкультурного взаимодействия и умение учитывать их в своем речевом поведении в
различных ситуациях иноязычного общения. Задачи факультативных занятий предусматривают формирование у
учащихся знаний о / об: -
наиболее общих
особенностях речевого общения на родном и
иностранном языках; -
социальных
факторах использования языка (правила вежливости, нормы социального поведения,
табу и др.); - особенностях невербальных средств общения в
соизучаемых языках и др. У учащихся должны быть также сформированы умения: - строить свое речевое поведение с учетом ситуации
общения и характеристик собеседника; - использовать приобретенный речевой и социокультурный
опыт для компенсации пробелов в коммуникации, обусловленных дефицитом языковых
средств; - осуществлять
учебное сотрудничество с другими учащимися в процессе речевого взаимодействия
(обменяться информацией, принять совместное решение) и др. Программа
факультативных занятий «Культура речевого общения» предусматривает также
реализацию образовательных, воспитательных и развивающих целей. Достижение образовательных
целей должно способствовать обогащению индивидуальной картины мира
учащихся, осознанию особенностей родной культуры, расширению филологического
кругозора, развитию национального самосознания и др. Реализация воспитательных
целей предполагает формирование качеств и характеристик, необходимых для
успешного межкультурного взаимодействия в условиях диалога культур
(уважительное отношение к представителям других культур, толерантность,
тактичность и доброжелательность, социокультурная наблюдательность и др.). Достижение развивающих
целей программы факультативных занятий должно способствовать развитию
памяти, внимания, воображения, культуры мышления, а также эмоционально-волевой
и мотивационной сфер личности. В связи с тем, что
культура речевого общения представляет собой многоплановое и многоуровневое
явление, в рамках факультативных занятий основное внимание следует уделять
таким значимым ее аспектам, как стилистическая правильность (уместность)
высказывания и речевой этикет. В первом случае имеется в виду соответствие
используемых языковых средств определенным
ситуациям общения (официальным или неофициальным), что соотносится с тремя
регистрами: нейтральным, неформальным и формальным. Учитывая этап обучения, а
также небольшой объем учебного времени, выделяемого на факультативные занятия,
программа предусматривает работу с двумя регистрами – неформальным и
формальным. Овладение особенностями формального и неформального межкультурного
общения осуществляется в процессе обучения речевому этикету. Речевой этикет – это
совокупность национально-специфических норм речевого и неречевого поведения,
обязательных для стандартных ситуаций общения в стране изучаемого языка.
Незнание национальной специфики норм поведения, отраженных в этикете, вынуждает
учащихся при встрече с носителем языка опираться на правила и предписания, присущие
их родной лингвокультуре, следствием чего являются не совсем корректные речевые
поступки и нарушение взаимопонимания между коммуникантами. Обучение речевому
этикету в рамках факультативного курса предполагает развитие у учащихся
определенных умений и навыков, к числу наиболее значимых из которых относятся: 1)
умение правильно
определять культурную коннотацию высказываний собеседника; 2)
умение выбирать
адекватную речевую формулу для выражения приветствия, благодарности, извинения,
сожаления и т.п. с учетом ситуации общения (официальная / неофициальная) и
особенностей собеседника (социальный статус, возраст, пол, степень знакомства и
др.); 3)
умение
поддерживать обратную связь в процессе общения с целью оценки его успешности /
неуспешности и, в случае необходимости, переключаться на другую стратегию
поведения; | |
Просмотров: 4520 | Загрузок: 672 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |
Конкурсы [7] |
Разработки уроков [7] |
Нормативные правовые документы [8] |
Олимпиадные задания [14] |
Полезные ссылки [1] |